ВОПРОСЫ
1. Журналистика в системе социальных институтов общества.
2. Публицистика Джона Мильтона. Роль «Ареопагитики» в становлении журналистики в англоязычных странах.
3. Свобода печати и свобода слова как конституционные нормы, определяющие функционирование средств массовой информации.
4. Возникновение и развитие периодической печати России в XVIII веке.
5. Идейно-тематическое разнообразие журналистского текста.
6. Роль журналистики в формировании общественного мнения.
7. Журналистика как массово-информационная деятельность.
8. Периодическая печать России в 90-е годы XX века.
9. Структура массово-информационной деятельности.
10. Журналистская деятельность Дж.Аддисона и Р.Стила и ее значение для формирования журнальных жанров.
11. Журналистская профессия: генезис, история, особенности развития.
12. Российское телевидение: история создания, характер деятельности.
13. Функции СМИ и их классификация.
14. Либерально-западнические периодические издания в России 40-80-х гг. XIX века.
15. Семантический, синтаксический и прагматический аспекты журналистского текста.
16. Сатирическая журналистика 1769-1774 годов в России.
17. Виды журналистских специализаций и профилизаций.
18. Французская печать эпохи июльской монархии (1835-1848 гг.). Реклама и рождение дешевой прессы – реформы Эмиля Жирардена.
19. Категории, принципы и нормы профессиональной деятельности журналиста.
20. Периодическая печать СССР в годы Великой Отечественной войны.
21. Жанрообразующие факторы и журналистский текст.
22. Радиовещание в структуре российских СМИ: исторический и типологический аспекты.
23. Журналист как субъект деятельности СМИ. Модель личности журналиста.
24. Модернистские периодические издания начала XX века в России («Весы», «Золотое руно», «Аполлон»).
25. Периодическая печать как канал массовой информации.
26. Публицистика Генриха Гейне.
27. Методология журналистской деятельности.
28. Региональная пресса 90-х годов XX века.
29. Современное российское законодательство в сфере СМИ.
30. Журналистский аспект деятельности Н.М.Карамзина. Журналы карамзинистов.
31. Новостная, проблемно-аналитическая, интерактивная журналистика.
32. СМИ Великобритании в конце XX века. Типология английской прессы. Особенности концентрации английской печати. Становление трансатлантических корпораций.
33. Структурно-композиционные особенности журналистского текста.
34. Региональное телевидение: исторический и типологический аспекты.
35. Информация и коммуникация как основа массово-информационного процесса.
36. Журналистская деятельность Н.И.Новикова.
37. Журналистика как область творческой деятельности. Творческие факторы эффективности.
38. Интернет как информационная среда и как СМИ.
39. PR и СМИ в системе массовой коммуникации.
40. Журналистика США «позолоченного века»: нью-йоркская пресса и реформы Чарльза Даны. Дж. Пулитцер и его роль в развитии американской прессы.
1. Журналистика в системе социальных институтов общества.
Социальный институт - это исторически сложившиеся устойчивые формы взаимоотношения людей, организации их совместной деятельности в наиболее важных областях общественной жизни; совокупность социальных норм, регулирующих определенную сферу жизнедеятельности.
Главной и основной целью всех социальных институтов в обществе является сохранение и поддержание стабильности социальной системы.
Журналистика – это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения.
Журналистика –значимый социальный институт, составная часть культуры современного общества. Важный компонент социальный системы. СМИ в целом представляют собой не просто совокупность организаций и коллективов, исполняющих добровольно взятые на себя определенные обязанности. Это довольно жесткая система правил, норм, общественных ожиданий, в соответствии с которыми должны исполняться эти обязанности. Журналистика как социальный институт имеет под собой юридический документ. Он действует в рамках законодательства – это и конституция РФ и в рамках закона о СМИ.
Журналистика практически никогда не выступает как самостоятельный социальный институт. В ней всегда присутствует учредитель.
На современном этапе журналистика как социальный институт, к сожалению, полностью не выполняет своих функций.
Основная и главная функция журналистики – удовлетворение потребности населения в информации. А сейчас развлекательная функция, которая не является основной для института журналистики вытеснила информационную. Соответственно журналистика как социальный институт не работает. Журналистика участвует в политической деятельности. Большинство программ и изданий ориентировано на политическую ситуацию. Журналистика - прежде всего, это политический институт. Журналистика обладает политической властью в обществе.
Журналистика оказывается трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов. На плечах СМИ - организация общественных дискуссий, полемика, критика, обсуждения важных проблем в жизни общества. Если выступления СМИ доказательны, убедительны, конструктивны, активное общественное мнение становится важной силой. Таким образом, 4 власть-это реальная, хотя и не институционализированная и «всего лишь» идеологически проявляющаяся власть
Журналистика взаимодействует и с другими социальными институтами. Одна и та же функция может выполняться разными социальными институтами. Например, функцию социализации могут осуществлять институт семьи, образования, экономики, журналистики. Это еще раз подчеркивает множественность связей и отношений, существующих между социальными институтами.
С усложнением социальной системы усложняется структура социального института, в том числе и журналистики, - ролевая (если первоначально автор, издатель, наборщик, распространитель существовал в одном лице в век так называемого персонального журнализма, то затем роли разделились, появились новые; процесс этот продолжается и по сей день), организационная (печатные издания дополнились аудиовизуальными, электронными). Усложнилась иерархическая система внутри данного института. В связи с этим усложняются, видоизменяются функции журналистики.